Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ № 4 г. Сегежи для обучающихся с задержкой психического развития
Описание образовательной программы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - детский сад
№ 4 г. Сегежи реализует
Федеральную адаптированную образовательную программу
Федеральная
адаптированная образовательная программа дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Программа)
разработана в соответствии с Порядком разработки
и утверждения федеральных основных общеобразовательных, утвержденным приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября
2022 г., регистрационный N 70809) и Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования 1 (далее
- Стандарт).
Стандарт определяет
инвариантные цели и ориентиры разработки адаптированных основных
образовательных программ дошкольного образования, а Программа предоставляет
примеры вариативных способов и средств их достижения.
Программа
является документом, в соответствии с которым МКДОУ № 4 г. Сегежи, осуществляет
образовательную деятельность на уровне дошкольного образования самостоятельно
разрабатывает и утверждает адаптированную образовательную программу дошкольного
образования для обучающихся дошкольного возраста с задержкой психического
развития.
По
своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая
принципы Стандарта,
имеет модульную структуру.
Рамочный
характер Программы раскрывается через представление общей модели
образовательного процесса в образовательных организациях, возрастных нормативов
развития, общих и особых образовательных потребностей, обучающихся раннего и
дошкольного возраста с ОВЗ, определение структуры и наполнения содержания
образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в
пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной
деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе
предметно-пространственная и развивающая образовательная среда, выступают в
качестве модулей, из которых создается основная образовательная программа
Организации. Модульный характер представления содержания Программы позволяет
конструировать адаптированные основные образовательные программы дошкольной
образовательной организации для обучающихся раннего и дошкольного возраста с
ОВЗ.
Структура
Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает
три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Целевой
раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения
Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию
Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный
раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти
образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное
развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое
развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые
отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая
образовательная среда; характер взаимодействия со педагогическим работником;
характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к
другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу
коррекционно-развивающей работы).
Программа
определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких
как:
1.
Предметная деятельность.
2.
Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
3.
Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими
детьми).
4.
Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и
социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также
такими видами активности ребенка, как:
восприятие
художественной литературы и фольклора,
самообслуживание
и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
конструирование
из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной
материал,
изобразительная
(рисование, лепка, аппликация),
музыкальная
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические
движения, игры на детских музыкальных инструментах),
двигательная
(овладение основными движениями) формы активности ребенка.
5.2.2.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей
работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ в социум.
Программа
коррекционно-развивающей работы:
1.
Является неотъемлемой частью федеральной адаптированной основной
образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ОВЗ в условиях
дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей
направленности.
2.
Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала.
3.
Учитывает особые образовательные потребности обучающихся раннего и дошкольного
возраста с ОВЗ, удовлетворение которых открывает возможность общего
образования.
Программа
обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования обучающихся раннего
и дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп
комбинированной и компенсирующей направленности.
5.3.
Организационный раздел программы содержит психолого-педагогические условия,
обеспечивающие развитие ребенка той или иной нозологической группы, особенности
организации развивающей предметно-пространственной среды, федеральный
календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и
народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы
ДОУ.
В ДОУ образовательная деятельность осуществляется на государственном
языке Российской Федерации - русском. Обучение осуществляется в очной форме.
Дошкольное образование с 01.09.2013 года стало первым уровнем в системе
общего образования.