Авторская парциальная программа Основы домоводства

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 4 г. Сегежи

ПРИНЯТО
Педагогическим советом учреждения
(Протокол № 1 от 28.08.2023)

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 51-ОД от 31.08.2023

Авторская парциальная программа
для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

«Основы домоводства»

2023 г.

I.

Общие положения

Авторская парциальная программа для детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития «Основы домоводства» МКДОУ № 4 г. Сегежи (далее Программа)
разработана в соответствии с федеральной адаптированной образовательной программой
дошкольного образования для обучающихся с 3 до 8 лет с ограниченными возможностями
здоровья (далее – ФАОП ДО). ФАОП ДО разработана в соответствии с Порядком разработки и
утверждения федеральных основных общеобразовательных, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г.,
регистрационный N 70809) и Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (далее - Стандарт).
Программа адресована педагогам коррекционных групп ДОУ, работающим с детьми с
задержкой психического развития.
Для детей дошкольного возраста с ЗПР социально-коммуникативное развитие является
приоритетным направлением, обеспечивающим успешную адаптацию детей к условиям
социальной действительности.
В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия,
мышления, воображения, ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой
эмоциональности ребенок принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать
этого нельзя, а знать – необходимо.
Своеобразие детей с задержкой психического развития (ЗПР) - затруднение усвоения
навыков, норм и правил социально приемлемого поведения, усвоения базовых ценностей,
прежде всего семейных, а в сочетании с неблагоприятными социокультурными воздействиями
обусловливает либо отягощает имеющиеся расстройства познавательно - волевой сферы и
поведения в целом.
Данная Программа дает возможность более успешно социально адаптировать детей с
ЗПР: научить решать несложные бытовые проблемы и ориентироваться в окружающей
обстановке.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, посредством
средств и форм трудового воспитания, воспитанию таких качеств личности, как: аккуратность,
настойчивость в достижении трудовой цели, дисциплинированность (исполнительность),
терпение, заботу о окружающих, уважение к труду другого и т.д. Эти цели реализуются в
процессе разнообразных видов детской деятельности, выделенных в ФГОС ДО: трудовой,
игровой, познавательной, коммуникативной, продуктивной.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого
ребенка в ходе разных видов трудовой деятельности;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем
воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными,
инициативными, стремящимися к самостоятельности и заботе о других в ходе практической
трудовой деятельности;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их
интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в
области трудового воспитания;
- творческая организация воспитательно-образовательного процесса в области
трудового воспитания (инициативность в трудовых преобразованиях окружающего);
- уважительное отношение к результатам детского труда;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного
учреждения и семьи;
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при
систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской
активности и инициативы. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры,
любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень
прочности приобретенных в ходе воспитательно-образовательного процесса им нравственных

качеств. Целенаправленная, продуманная педагогическая работа будет способствовать и
обогащению ребенка новыми знаниями, и научит его раздумывать, размышлять над тем, что он
знает. При этом такая работа окажет благоприятное воздействие на развитие человеческих,
социальных чувств.
II.
Целевой раздел
Пояснительная записка
2.1. Цели и задачи Программы
Цель реализации Программы: создание условий для наиболее успешного воспитания,
обучения и развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в
условиях образовательной организации посредством овладения элементарными знаниями и
навыками самообслуживания и бытового труда.
Задачи Программы:
- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и ценностям, принятых в
обществе;
- Обогащать жизненный опыт детей на примере деятельности взрослых и переносить
приобретенный опыт в собственную деятельность;
- Создавать условия для позитивной социализации и развития инициативы ребенка на
основе сотрудничества с педагогическим работником и другими детьми;
- Создать благоприятные условия для формирования основ базовой трудовой и
этической культуры личности;
- Формировать первичные трудовые умения и навыки: интерес и способность к
самостоятельным действиям с бытовыми предметами-орудиями, к самообслуживанию и
элементарному бытовому труду;
- Развивать коммуникативные способности обучающихся;
- Создать условия для обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольника при
овладении трудовыми навыками;
- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его
результатам: развивать способность проявлять себя как субъект трудовой деятельности;
предоставлять возможности для самовыражения обучающихся в индивидуальных, групповых
и коллективных формах труда;
- Воспитывать культуру общения, культуру поведения, желание приносить пользу
людям.

2.2. Принципы и подходы к формированию Программы.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и
направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих
ценностей. Особая роль в Программе уделяется трудовой деятельности как наиболее важной в
воспитательно образовательном процессе в период дошкольного детства.
Программа построена на принципах, описанных в пунктах: 10.3, 10.3.5. ФАОП ДО для
обучающих с задержкой психического развития, а также специфических принципах и
подходах к формированию АОП ДО для обучающихся с ЗПР:
1. Принцип социально-адаптирующей направленности образования: коррекция и
компенсация недостатков развития рассматриваются в образовательном процессе не как
самоцель, а как средство наиболее полной реализации потенциальных возможностей
ребенка с ЗПР и обеспечения его самостоятельности в дальнейшей социальной жизни.
2. Принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании:
предполагает организацию обучения и воспитания с опорой на ведущую деятельность возраста.

Коррекционный образовательный процесс организуется на наглядно-действенной основе.
Обучающихся с ЗПР обучают использованию различных алгоритмов (картинно-графических
планов, технологических карт).
3. Принцип необходимости специального педагогического руководства: познавательная
деятельность ребенка с ЗПР имеет качественное своеобразие формирования и протекания,
отличается особым содержанием и поэтому нуждается в особой организации и способах ее
реализации.
4.
Принцип
вариативности
коррекционно-развивающего
образования: образовательное содержание предлагается ребенку с ЗПР через разные
виды деятельности с учетом зон его актуального и ближайшего развития, что способствует
развитию и расширению как явных, так и скрытых возможностей дошкольника.
2.3. Планируемые результаты

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, ФАОП ДО являются общими для всего
образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ
имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не
противоречат ФГОС ДО и ФАОП ДО, но могут углублять и дополнять его требования. Таким
образом, целевые ориентиры Программы «Основы домоводства» базируются на ФГОС ДО,
ФАОП ДО, целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к Программе.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- Ребенок овладевает основными трудовыми умениями и средствами, способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах труда;
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда, труду
других людей, понимает социальную значимость собственной трудовой деятельности;
- Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в ходе трудовой
деятельности;
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других относительно трудовой деятельности. Умеет выражать
и отстаивать свою позицию по вопросам правильности организации трудовой деятельности;
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции
в совместной трудовой деятельности;
- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения,
этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических
особенностей и каждый может стать полезным товарищем по решению трудовых задач;
- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь
тем, кто в этом нуждается;
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными трудовыми умениями;
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, в том числе и трудовой, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного
поведения и навыки личной гигиены;
- Проявляет ответственность за начатое дело;
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
- Проявляет уважение к жизни (в трудовой деятельности) и заботу об окружающей
среде;
- Продуктивно отзывается на отсутствие порядка в окружающем и своём внешнем виде;
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные
представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» в области трудового воспитания,

стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших;
- Ребенок владеет элементарными правилами столового и гостевого этикета, у него
сформировано понимание необходимости выполнения правил этичного поведения.
2.4. Характеристика воспитанников с ЗПР

Характеристики трех групп, обучающихся с ЗПР даны в п. 10.4.5.7. ФАОП ДО.
При анализе результативности коррекционно-образовательной работы на этапе ее
завершения и выработки рекомендаций при определении дальнейшего обучения следует
руководствоваться описанием следующих групп, обучающихся:
1. Характерные особенности группы А (обучающиеся с ЗПР), которым может быть
рекомендована федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с задержкой психического развития вариант (вариант 7.1.)
(далее - ФАОП НОО (вариант 7.1.).
Познавательная деятельность: общее интеллектуальное развитие: по уровню и
структуре - приближение к возрастной норме. Познавательная активность: по общему уровню
- близкая к норме, неустойчивая, поверхностная, с признаками избирательности.
Организация и продуктивность мыслительной деятельности: саморегуляция и
целенаправленность: недостаточная сформированность, неустойчивость мотивационного
компонента продуктивности (ослабление контроля, колебания целенаправленности).
Умственная работоспособность: достаточная - при наличии адекватной внутренней (интерес)
или внешней мотивации, возможна пресыщаемость в субъективно сложных видах
деятельности.
Коммуникация: в условиях учебной деятельности: при понимании и способности к
усвоению норм и правил коммуникации в учебной обстановке, неустойчивое их соблюдение в
связи с мотивационной и личностной незрелостью, недостатками произвольной саморегуляции.
Вне учебной деятельности: демонстрируют навыки спонтанной, инициативной, но
недостаточно упорядоченной и поверхностной коммуникации, порождаемой преимущественно
эмоциональными стимулами.
2. Характерные особенности группы В (обучающиеся с ЗПР), которым может быть
рекомендована федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития вариант (вариант 7.2.) (далее ФАОП НОО (вариант 7.2.).
Познавательная деятельность: общее интеллектуальное развитие: неравномерное по
структуре, общий уровень - в границах низкой нормы или ниже нормы. Познавательная
активность: сниженная, избирательная, поверхностная.
Организация и продуктивность мыслительной деятельности: саморегуляция и
целенаправленность: недостаточная сформированность, неустойчивость мотивационного
компонента в сочетании с "органической" деконцентрацией внимания, дефицитом
произвольной активности, склонностью к аффективной дезорганизации деятельности.
Умственная работоспособность: пониженная, неравномерная - в связи с неустойчивостью
мотивации, сочетающейся с повышенной истощаемостью, пресыщаемостью и когнитивными
затруднениями.
Коммуникация: в условиях учебной деятельности: при потенциальной способности к
пониманию правил коммуникации в учебной обстановке, затрудненное и (или) неустойчивое
усвоение и воспроизводство адекватных коммуникативных эталонов. Вне учебной
деятельности: проявления инициативы и спонтанности в коммуникациях ограничены и носят,
преимущественно, реактивный и малоконструктивный характер при обедненном репертуаре и
невысоком качестве коммуникативных средств.
Обучаемость: когнитивный и мотивационный ресурсы обучаемости вариативны, но в
целом ограничены. Зона ближайшего развития ребенка, входящего в данную группу,

уточняется и корректируется в процессе обучения.
3. Характерные особенности группы С (обучающиеся с ЗПР), которым может быть
рекомендована ФАОП НОО (вариант 7.2.) при условии индивидуализации специальных
образовательных условий.
Познавательная деятельность: общее интеллектуальное развитие: по уровню и
структуре - приближение к легкой умственной отсталости. Познавательная активность:
сниженная, ситуационная, быстро угасающая.
Организация и продуктивность мыслительной деятельности: саморегуляция и
целенаправленность: несформированность устойчивых форм саморегуляции и произвольной
активности. Умственная работоспособность: низкая, неравномерная - в связи с когнитивными
нарушениями, сниженной мотивацией, деконцентрацией внимания, инертностью,
истощаемостью и быстрой пресыщаемостью.
Коммуникация: в условиях учебной деятельности: выраженные трудности понимания
правил коммуникации, преимущественное усвоение их на уровне стереотипов, часто
реализуемых без учета контекста ситуации. Вне учебной деятельности: на фоне выраженного
дефицита адекватных средств как вербальной, так и невербальной коммуникации, и низкой
способности к пониманию смыслов и контекстов ситуаций взаимодействия с окружающими,
речевая и поведенческая активность ребенка либо резко ограничена, либо хаотична,
неконтролируема и не соотносима с содержанием задач коммуникации.
Обучаемость: когнитивный и мотивационный ресурсы обучаемости существенно
ограничены. Зона ближайшего развития ребенка, входящего в данную группу, определяется в
процессе диагностического обучения.
2.5. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности.
Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления деятельности по
реализации Программы, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития
трудовой деятельности, сформированность этической культуры и культурно-гигиенических
навыков каждого ребенка и группы воспитанников в целом.
Диагностика проводится в соответствии с требованиями ФАОП ДО и ФГОС ДО.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в
спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической
диагностики — карты наблюдений по социально-коммуникативному развитию, позволяющие
фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

III. Содержательный раздел Программы.
3.1. Содержание образовательной деятельности
с детьми дошкольного возраста с ЗПР.
Программа включает 3 раздела:
«Маленькие помощники» - формирование навыков самообслуживания: закрепление
умения складывать одежду, ухаживать за обувью; бережного отношения к вещам, умения
поддерживать порядок.
«Вкусные истории» - выполнение несложных бытовых действий, формирование
элементарных навыков - пользоваться предметами, инструментами; поддержание порядка,
планирование действий.
«Уроки Доброго Волшебника» - формирование навыков этикета в процессе овладения
социальной ролью.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет):
С помощью педагогического работника складывает и вешает одежду (в некоторых
случаях при небольшой помощи педагогического работника). Выполняет необходимые
трудовые действия по собственной инициативе с помощью педагогического работника, активно
включается в выполняемые педагогическим работником бытовые действия. Может действовать
с бытовыми предметами-орудиями: ложкой, совком, щеткой. Под контролем педагогического
работника поддерживает порядок в группе; стремится улучшить результат. С помощью
педагогического работника выполняет ряд доступных элементарных трудовых действий.
Способен удерживать в сознании цель, поставленную педагогическим работником, следовать
ей, вычленять результат. Испытывает удовольствие от процесса труда. Радуется полученному
результату трудовых усилий, гордится собой. Все чаще проявляет самостоятельность,
настойчивость, стремление к получению результата, однако качество полученного результата
оценивает с помощью педагогического работника. Положительно относится и труду
педагогических работников. Знаком с некоторыми видами чайной, столовой посуды, кухонной
утвари.
Переносит свои представления в игру. В меру своих сил стремится помогать
педагогическим работником, хочет быть похожим на них. Замечает непорядок в одежде,
устраняет его с небольшой помощью педагогического работника. Старается правильно
пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Имеет несистематизированные представления
об опасных и неопасных ситуациях, главным образом бытовых (горячая вода, огонь, острые
предметы). Ситуативно, при напоминании педагогического работника или обучении другого
ребенка, проявляет заботу о своем здоровье (не ходить в мокрой обуви, влажной одежде,
обращать внимание на свое самочувствие). Имеет представления, что следует одеваться по
погоде и в связи с сезонными изменениями.
Средняя группа (от 4 до 5 лет):
С помощью педагогического работника может одеваться и раздеваться (обуваться и
разуваться); складывать и вешать одежду, приводить в порядок одежду, обувь (чистить,
сушить). С помощью педагогического работника замечает непорядок во внешнем виде и
самостоятельно его устраняет. Выполняет необходимые трудовые действия по собственной
инициативе, активно включается в более сложные, выполняемые педагогическим работником
трудовые процессы. Оказывает помощь в освоенных видах труда. Под контролем
педагогического работника поддерживает порядок в группе.
Начинает проявлять
самостоятельность, настойчивость, стремление к получению результата, преодолению
препятствий. При небольшой помощи педагогического работника ставит цель, планирует
основные этапы труда, однако качество полученного результата оценивает с помощью. В меру
своих сил стремится помогать педагогическим работникам, испытывает уважение к человеку,
который трудится. Знаком с технологическими картами приготовления некоторых блюд.
Знаком с некоторыми видами чайной, столовой, кухонной посуды, кухонной утвари.
Пользуется расческой, носовым платком, пользуется столовыми приборами, салфеткой,
хорошо пережевывает пищу, ест бесшумно. Действия могут требовать небольшой коррекции и
напоминания со стороны педагогического работника.
Имеет представления об опасных и неопасных ситуациях в быту. Способен выделять
источник опасной ситуации. Определяет и называет способ поведения в данной ситуации во
избежание опасности. Проявляет умение беречь свое здоровье (не ходить в мокрой обуви,
влажной одежде, обращать внимание на свое самочувствие). Понимает важность безопасного
поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях (при использовании колющих и
режущих инструментов, быть осторожным с огнем бытовых приборов).
Старшая группа (от 5 до 6 лет):
Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать одежду, чистить ее от пыли.
Устраняет непорядок в своем внешнем виде, бережно относится к личным вещам. При помощи

педагогического работника ставит цель, планирует все этапы, контролирует процесс
выполнения трудовых действий и результат. Способен к коллективной деятельности.
Испытывает удовольствие от процесса и результата индивидуальной и коллективной трудовой
деятельности, гордится собой и другими. Соотносит виды труда с собственными гендерными и
индивидуальными потребностями и возможностями. 3. Вычленяет труд как особую
человеческую деятельность. Знает профессию повара, отражает ее в самостоятельных играх.
Имеет представление о культурных традициях труда и отдыха. Действует в соответствии с
технологической картой. Самостоятельно пользуется чайной, столовой, кухонной посудой,
кухонной утварью. Знаком с некоторыми бытовыми приборами, их назначением и правилами
эксплуатации. Следит за своим внешним видом и внешним видом других обучающихся.
Самостоятельно одевается и раздевается, помогает в этом другим детям. Элементарно
ухаживает за вещами личного пользования, проявляя самостоятельность. Имеет представления
об опасных для человека и окружающего мира ситуациях. Устанавливает причинноследственные связи, на основании которых определяет ситуацию как опасную или неопасную.
Владеет умением беречь свое здоровье (не ходить в мокрой обуви, влажной одежде, обращать
внимание на свое самочувствие). Владеет правилами безопасного поведения в некоторых
стандартных опасных ситуациях (при использовании колющих и режущих инструментов, быть
осторожным с огнем бытовых приборов).

Подготовительная группа (7-й-8-й год жизни):
Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать одежду, без напоминания,
по мере необходимости, сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью. Самостоятельно устраняет
непорядок в своем внешнем виде, бережно относится к личным и чужим вещам.
Самостоятельно ставит цель, планирует все этапы труда, контролирует промежуточные и
конечные результаты, стремится их улучшить. Может организовать других обучающихся при
выполнении трудовых поручений. Умеет планировать свою и коллективную работу в знакомых
видах труда, отбирает более эффективные способы действий. Способен к коллективной
трудовой деятельности, самостоятельно поддерживает порядок в группе. Относится к
собственному труду, его результату и труду других людей как к ценности, любит трудиться
самостоятельно и участвовать в труде педагогических работников. Испытывает удовольствие
от процесса и результата индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, гордится
собой и другими. Проявляет сообразительность и творчество в конкретных ситуациях,
связанных с трудом. Осознает некоторые собственные черты и качества (положительные и
отрицательные), проявляющиеся в труде и влияющие на его процесс и результат. Ценит в
окружающих его людях такое качество, как трудолюбие и добросовестное отношение к труду.
Вычленяет труд как особую человеческую деятельность. Называет и дифференцирует орудия
труда, атрибуты профессий, их общественную значимость. Отражает их в самостоятельных
играх. Имеет систематизированные представление о культурных традициях труда и отдыха.
Действует в соответствии с технологической картой. Самостоятельно пользуется чайной,
столовой, кухонной посудой, кухонной утварью. Знаком с некоторыми бытовыми приборами,
их назначением и правилами эксплуатации. Следит за своим внешним видом и внешним видом
других обучающихся. Самостоятельно одевается и раздевается, помогает в этом другим детям.
Элементарно ухаживает за вещами личного пользования, проявляя самостоятельность. Ребенок
имеет систематизированные представления об опасных для человека и окружающего мира
ситуациях. Устанавливает причинно-следственные связи, на основании которых определяет
ситуацию как опасную или неопасную. Знает о способах безопасного поведения в некоторых
стандартных ситуациях. Знает о последствиях в случае неосторожного обращения с огнем или
электроприборами. Владеет умением беречь свое здоровье (не ходить в мокрой обуви, влажной
одежде, обращать внимание на свое самочувствие). Владеет правилами безопасного поведения
в некоторых стандартных опасных ситуациях (при использовании колющих и режущих
инструментов, быть осторожным с огнем бытовых приборов).

IV. Организационный раздел Программы
4.1. Особенности организации РППС
Для детей дошкольного возраста с ЗПР социально-коммуникативное развитие является
приоритетным направлением, которое позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к
условиям социальной действительности. При организации педагогического процесса,
направленного на ознакомление детей с социальной действительностью, педагогу важно
создать определенную предметно-пространственную среду. Развивающая предметнопространственная среда в учреждении обеспечивает возможность совместной деятельности
детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна,
вариативна, доступна и безопасна и служит интересам и потребностям ребенка. Основываясь
на требования ФГОС, СанПин в учреждении создана развивающая предметно
пространственная среда для социально-коммуникативного развития детей. Материалы и
оборудование по трудовому, этическому воспитанию безвредны для здоровья и отвечают
санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям безопасности.
4.2. Методические рекомендации
Определяя основное содержание и направление деятельности, составители программы
оставляют каждому педагогу право на использование различных форм и методов организации
деятельности с детьми с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей,
своеобразия бытовых условий, при этом основными ориентиром должен стать учет жизненного
опыта и предпочтений.
Требования к организации совместной деятельности взрослого и ребенка:
- подготовка специальной одежды в соответствии с темой занятия
- подготовка инструментов для труда
- соблюдение правил гигиены
- получение и использование продуктов деятельности
- практическая деятельность детей
Форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка должна отличаться
от обычного обязательного наличия мотивационной и практической деятельности детей.
Чтобы дети не переутомлялись, значимую часть с целью поддерживания интереса к
деятельности должна составлять мотивационная часть.
Структура состоит из следующих частей:
- мотивационная часть
- практическая деятельность (совместная, сотрудничество со сверстниками или
самостоятельная)
- получение положительного эмоционального опыта по результатам продуктивной
практической деятельности.
Наряду с традиционными методами и приемами (взаимодействие со сказочным
персонажем, словесные приемы, наглядные приемы, использование театра, практические
действия, наблюдения, художественное слово, музыкальное сопровождение, работа с моделью)
предлагаются иные формы организации деятельности с детьми:
Игра - путешествие предполагает познавательно практическую деятельность,
направленную на усвоение информации и практических навыков. Так, поездка в гости к Коту
Матроскину позволит научить детей выращиванию "зеленых витаминов" для обеда.
Игра - сказка поможет детям перевоплотиться в образы сказочных персонажей.
Посиделки- это такая форма деятельности, в которой познавательный рассказ, беседа
игрового персонажа (бабушка сказительница, хозяйка русской изб, красная девица) сочетаются

с продуктивной деятельностью детей и взрослых, а также с музыкально-литературной
деятельностью.
Совместное творчество детей и родителей - способствует взаимному обучению и
взаимопознанию детей и родителей, самоутверждению детей и родителей.
Презентация - представление детьми продуктов своего труда.
Предлагаемые формы работы помогут организовать деятельность детей в свободное от
занятий время, заменив такие виды деятельности, как хозяйственно-бытовой труд, досуг и
другие компоненты педагогической деятельности.
Овладение элементарными знаниями и навыками самообслуживания и бытового труда
согласно календарно-тематическому планированию проводиться воспитателем 1 раз в месяц и
реализуется в совместной трудовой деятельности.

Примерный тематический план
Младшая группа
«Маленькие помощники»
- «Я сам» (Предметы личной гигиены. Уход за собой)
- «Дружные туфельки» (Аккуратно ставить обувь)
- «Домик для одежды» (Складывание одежды на стульчик)
«Вкусные истории»
- «Веселый компот» (Знакомство с технологией изготовления компота из яблок)
- «Чудные фигурки из теста» (Работа с готовым тестом)
- «Зеленые витамины» (Знакомство с полезными свойствами зеленого лука).
«Уроки Доброго волшебника»
- «Куклу приглашаем, чаем угощаем» (Знакомство с сервировкой стола к чаепитию)
- «Упрямый утенок» (Знакомство со словами приветствия, прощания, словами
благодарности) - «Приглашение на чаепитие» (Познакомить с правилами поведения за столом
во время чаепития)
Средняя группа
«Маленькие помощники»
- «Одёжкин домик» (Складывание одежды в шкаф)
- «Чудесные башмачки» (Уход за обувью)
- «В гостях у Мойдодыра» (Предметы личной гигиены. Уход за собой)
«Вкусные истории»
- «Компот Ассорти» (Знакомство с технологией изготовления компота из яблок и груш)
- «Чудные фигурки из теста» (Работа с готовым тестом)
- «Зеленые витамины» (Знакомство с полезными свойствами зеленого лука).
«Уроки доброго волшебника»
- «Завтрак для Мишутки» (Знакомство с сервировкой стола к завтраку)
- «В гости к бабушке» (Знакомство с культурой поведения в гостях)
- «Приглашение на чаепитие» (Продолжать знакомить с правилами поведения за столом
во время чаепития)
Старшая группа
«Маленькие помощники»
- «В гостях у Шкаф Шкафыча» (Уход за одеждой и обувью)
- «Сказка о Носовом платочке»
- «Помогаю маме» (Уборка игрушек, игр, книг)
«Вкусные истории»

- «Осенняя мозаика» (Познакомить с технологией изготовления салата из овощей или
фруктов)
- «Морс для мамы» (Познакомить с технологией изготовления морса из ягод)
- «Жаворонки» (Познакомить с технологией изготовления печенья «Жаворонки»
«Уроки Доброго волшебника»
- Час обеда подошел (Познакомить с сервировкой стола к обеду)
- «Я в гостях у друга» культура поведения
- «Этикет на обед» (столовый этикет)
Подготовительная группа
«Маленькие помощники»
- Одеяла и подушки ждут ребят
- Помощники в доме- бытовые приборы
- Скоро в школу
«Вкусные истории»
- «Салат Витаминный»
- «Чай для мамы»
- «Я пеку карельские калитки»
«Уроки Доброго волшебника»
- «Мамин праздник» (Как правильно и красиво накрыть праздничный стол)
-Чаепитие друзей (Столовый этикет)
- Встречаем гостей (культура поведения)
Реализация Программы рассчитана на 4 года.
4.3. Перечень дидактического материала
Организация развивающей предметно-пространственной среды:
Дидактические игры, демонстрационный-наглядный материал, модели обучения
трудовым процессам, алгоритмы сервировки стола, технологические и пооперационные карты,
памятки техники безопасности, разделочные доски, скалки, совки, щетки-метелки, поварские
колпаки, фартуки, щетки для одежды и обуви, салфетки для уборки.
Учебно-методическое оснащение:
- Стеркина Р.Б. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного
возраста»;
- Дыбина О.В. «Ознакомление дошкольников с секретами кухни»;
- Алямовская В.Г. «Ребенок за столом» (методическое пособие по формированию
культурно-гигиенических навыков)
- Шорыгина Т.А. «Этикет для малышей» Развивающие сказки для детей
- Курочкина И.Н. «Культура поведения ребенка» Практические советы педагога;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».